13 способов выкрутить сломанный, заржавевший или сорванный болт
Конструкция болта предусматривает многоразовое
использование данного вида крепежа, но иногда с болтом случается неприятность,
и его становится практически нереально выкрутить. Случается это зачастую по
причинам того, что болт прикипел, заржавел или вовсе сломался.В таком случае
следует воспользоваться одним или несколькими из 12-ти представленных способов
демонтажа таких болтов.
Почему
ломаются болты
Из
всех соединений, которые встречаются в строительстве и машиностроении, самыми
популярными являются резьбовые. Это не удивительно, так как при небольших
габаритах и умеренной стоимости болт, шпилька и винт способны обеспечить точную
установку детали с любой степенью затяжки, оставаясь при этом предельно
простыми в эксплуатации и монтаже.
- Правильное
резьбовое соединение собирается и разбирается быстро и без усилий.
Тем не менее существует ряд условий, которые приводят к характерным проблемам, в частности — к обрыву головки болта или срезу шпильки.
Типичные ошибки:
- неверно выбранный момент
затяжки, превышающий класс прочности метиза и вызывающий деформацию
резьбы;
- неаккуратная
сборка/разборка узла, ведущая к перекосам и задирам нарезки, применение непрофессионального
или неисправного инструмента;
- коррозия с повреждением
витков из-за воздействия агрессивных к металлам сред — водной, кислотной,
щелочной;
- фреттинг-коррозия —
фрикционное разрушение резьбы вследствие неплотного, подвижного контакта
между болтом и основанием;
- прикипание — вид коррозии,
возникающий из-за химической связи между деталями из однородных материалов
под влиянием высокой температуры;
- нарушение правил хранения
и транспортировки крепежа, ведущие к изменению формы и ухудшению
характеристик прочности.
Если вы находитесь на этапе сборки,
обязательно уделите внимание предварительной обработке соединений. Данная
операция не займет много времени, зато избавит от необходимости ломать голову
над тем, как выкрутить поврежденный болт.
Подготовка
Независимо
от способа, который вы найдете полезным, перед тем как пытаться извлечь
обломок, сделайте ряд несложных, но крайне важных действий, они значительно
увеличат шансы на успех мероприятия.
- Обстучите
застрявшую часть молотком, чтобы ослабить ее посадку в гнезде. Делать это
нужно аккуратно, контролируя силу удара. Если обломок застрял глубоко,
используйте любую удобную наставку.
- Прогрейте болт
газовой горелкой. Увеличение, а затем потеря объема из-за разницы
температур при нагреве и остывании нарушит неразъемный контакт деталей.
Что греть — обломок или основание, зависит от свойств металла.
- Залейте место поломки WD-40 (аналог LM-40), преобразователем ржавчины, керосином, соляркой или тормозной жидкостью. Некоторые мастера утверждают, что с коррозией неплохо справляются уксус и лимонная кислота.
4 самых простых способов выкрутить сломанный болт
Начнем с легких и подручных средств – в большинстве случаев их
достаточно, если, конечно, болт не покрыт многолетней ржавчиной, и, хотя бы относительно
целый (есть, за что зацепиться ключом).
Проникающая смазка
В идеале – покупаем знаменитую смазку WD-40, поливаем место
соединения болта и детали, затем обматываем тряпкой и ждем, пока средство
подействует. Время ожидания как минимум 30 минут. Если не сильно торопитесь,
лучше обработайте все проблемные соединения за сутки до демонтажа.
Под рукой нет WD-40 или хотите обойтись максимально бюджетно? На роль проникающей смазки подойдет тормозная жидкость, керосин, скипидар, бензин и даже обыкновенный столовый уксус. Некоторые умудряются успешно отмачивать болты даже в газировке типа Coca-Cola или аналогах.
Сильный нагрев
Смазка не помогла? Идем
дальше – нагреваем соединение строительным феном, паяльной лампой или газовой
горелкой. Если болт не очень большой, можно обойтись турбозажигалкой или
обычной газовой конфоркой. Греем несколько минут, чтобы металл расширился, а окислы
разрушились. Во время нагрева, к слову, разрушается и уплотнительный материал,
который мешает откручиванию.
После нагревания сразу же
пытаемся открутить болт ключом. Если прикладываемого усилия вдруг
недостаточно, используем молоток и зубило. Желательно успеть сделать
это, пока метиз не остыл.
Цинк и серная кислота
Снова обратимся к химии – для этого нам понадобится серная
кислота, цинк, пластилин или воск. В первую очередь сделаем бортик вокруг
головки прикипевшего болта из воска, пластилина либо из иного инертного
материала. В получившийся миниатюрный «бассейн» кладем небольшой кусочек цинка
и заливаем его серной кислотой. Начинается реакция гальванизации, в результате
которой ржавчина на болте разрушается. Цинк принимает на себя весь удар,
поэтому болт не разрушается.